Александр Петроченков (apetrochenkov) wrote,
Александр Петроченков
apetrochenkov

Categories:

«Меланхолия» (2011)

На изображении может находиться: 1 человек, текст

«Меланхолия» (Melancholia) — выдающийся фильм режиссёра и сценариста Ларса фон Триера с Кирстен Данст и Шарлоттой Генсбур в главных ролях. Кто-то считает этот драматический фильм фантастическим, но он всё же философский, посвященный теме конечности жизни. Причем не жизни отдельного человека, а всего человечества и даже всех форм жизни на планете. Философам очевидно, что всё, имеющее начало, непременно конечно. И это не фантастика, такова реальность.

На пресс-конференции в Каннах после премьеры фильма Ларс фон Триер, пытаясь объяснить непростую мысль о закономерности уничтожения жизни на Земле, заявил, что понимает мотивы действий Гитлера и в шутку назвал себя «нацистом». Эта фраза вызвала дикий скандал, раздутый прессой и СМИ. За это режиссер был объявлен «персоной нон грата» на Каннском кинофестивале. Впрочем, скандал оказался отличной рекламой и принес неплохой урожай: фильм собрал хороший бокс-офис.

Тем не менее, специалистами фильм был воспринят положительно и наряду с драмой «Рассекая волны» (1996) попал в список величайших фильмов, составленный в 2012 году по результатам опроса 846 профессиональных кинокритиков и 358 режиссёров со всего мира.

Фильм состоит из двух повествовательных частей и открывающего фильм 8-минутного пролога, вызывающего в памяти «Космическую одиссею 2001 года». За кадром в прологе, который снят замедленной съемкой, звучит увертюра из оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». В кадре появляется картина Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу» (1565). Невеста Джастин взирает с экрана в глубокой печали, позади нее падают дохлые птицы; газон с деревьями и солнечными часами, отбрасывающими две разные тени; появляются тучи насекомых; в июле идет снег; черный конь падает в замедленном движении под северным сиянием; Джастин как невеста, несущаяся вдоль реки, напоминает гамлетовскую Офелию; ее свадебное платье запуталось в какой-то растительности; и, наконец, Джастин и ее племянник строят свою волшебную пещеру. Все это создает ощущение нереальной странности и глубокого трагизма, пока планета Меланхолия совершает свой космический «танец смерти», приближаясь к Земле.

Пролог решён как флешфорвард: повествовательный прием, раскрывающий будущее и отбрасывающий свое смысловое значение на дальнейшее повествование о прошлом. Этот художественный ход ставит акцент на содержании картины, делая основную сюжетную линию второстепенной. В фильме «Меланхолия» Ларса Фон Триера флешфорвард в самом начале является одновременно вступлением и эпилогом. В этом прологе рассказывается о гибели Земли в результате столкновения с планетой Меланхолия.

Дальнейшие события разворачиваются в дни, предшествующие катастрофе, о которой все догадываются, но не знают наверняка и всячески отгоняют мрачные мысли. Часть 1 посвящена свадьбе Джастин, которая быстро охладевает к торжеству, чем вызывает непонимание близких и гостей. Героиня второй части Клэр, сестра Джастин, вначале ухаживает за впавшей в клиническую депрессию Джастин и одновременно страшится сообщений о приближении таинственной планеты Меланхолия. Постепенно, по мере приближения планеты, Джастин и Клэр меняются ролями. Теперь паникующая Клэр нуждается в заботе. В отчаянии она с сестрой и сыном готовятся принять неизбежное.

Многие смыслы и ценности прежнего образа жизни уже утрачивают свое значение. В своем свадебном платье Джастин ночью сбегает с собственной свадьбы, катается в одиночестве на электрокаре по полю для гольфа и присаживается помочиться в восемнадцатую лунку. В состоянии нарастающей депрессии деньги, церемония свадьбы, жених, бессмысленная семья, ненужная работа, скучающие гости и прочие обычаи и условности, включая шикарное поле для гольфа, перестают быть ценностями.

Идея фильма зародилась у Ларса фон Триера во время сеанса психотерапии при лечении депрессии. Терапевт сказал ему, что люди, подверженные депрессии, стараются действовать более спокойно в стрессовой ситуации, чем другие, поскольку они и так ожидают плохих вещей. Большая часть личности Джастин основана на личности самого Триера. Имя героини Триер взял из романа Маркиза де Сада «Жюстина», об экранизации которого долго мечтал.

За роль Джастин актриса Кирстен Данст получила приз Каннского фестиваля Best Actress Award.

Режиссера интересовала не столько вымышленная астрофизическая катастрофа, случившаяся с нашей планетой, сколько изменение поведения людей, осознающих неизбежность такого несчастья. Не надо никакой паники, говорит нам режиссер, просто memento mori. И не откладывая наслаждайтесь, пока живы. «Жизнь на Земле — это зло», — звучит в фильме печальный вывод. И никто не доказывает обратного.

Думаю, это мудрый и честный фильм, отвергающий бредовые измышления оптимистичных фантастов или религиозный делирий космистов, вроде Николая Федорова, Константина Циолковского или Пьера Тейяра де Шардена: человечество никуда не скроется с нашей планеты, не сядет в космические корабли и не улетит в космос от земных проблем со своей загаженной планеты. Мы едва ли сможем освоить и сделать пригодными для жизни даже ближайшие к нам планеты. А особенности менталитета не позволят нам долго уживаться на своей перенаселенной планете.

Так что, повторю: без паники и memento mori! Нам не надо ждать из космоса Меланхолию или какой-то крупный астероид, мы и сами отлично справимся с задачей.



Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments