Александр Петроченков (apetrochenkov) wrote,
Александр Петроченков
apetrochenkov

Categories:

Жизнь других / Das Leben der Anderen (2006)


В свое время я пропустил немецкий драматический триллер 2006 года «Жизнь других» (Das Leben der Anderen) и увидел этот фильм только теперь. Это был полнометражный дебют молодого сценариста и режиссёра Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, о фильме которого «Работа без авторства» (Werk ohne Autor), основанном на биографии художника Герхарда Рихтера, я недавно писал.

Фильм «Жизнь других» рассказывает о тотальном контроле над культурной жизнью Восточного Берлина агентами Штази — госбезопасности ГДР. Картина стала обладателем премии «Оскар» 2007 года в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», а также множества других престижных наград. При бюджете в 2 млн долларов кассовые сборы фильма составили более 77 млн долларов.

Картина начинается с того, что в 1984 году сотрудник Штази капитан Герд Вислер получает задание следить в Восточном Берлине за известным драматургом Георгом Драйманом и его подругой, знаменитой актрисой Кристой-Марией Зиланд так как Драйман подозревается властями в сочувствии к капиталистической Западной Германии. Вначале Вислер исправно ведет наблюдение и прослушивание, докладывая начальству обо всем, что слышит, но постепенно что-то происходит. Главным героем фильма оказывается именно этот тихий и незаметный капитан Штази.

Заканчивается картина в 1993 году, когда изгнанный из спецслужб почтальон и разносчик газет Герд Вислер заходит в книжный магазин и берёт книгу под названием «Соната о хорошем человеке» (так называлась пьеса, которую играл на фортепиано Драйман, а Вислер слушал ее в наушниках через микрофоны, которыми Штази нашпиголала его квартиру) и видит, что книга начинается с посвящения «хорошему человеку» Вислеру, фигурирующему в протоколах Штази под своим позывным HGW XX/7.

А в промежутке между этими датами происходит тихое и почти незаметное преображение капитана Вислера, в результате которого он совершает должностное преступление и прячет улику (пишущую машинку), за которой охотится Штази, тем самым спасая Драймана от тюрьмы. Этот процесс перерождения Вислера происходит почти незаметно и аргументирован не очень убедительно, но зато показан очень красиво. Вислер испытывает на себе таинственное влияние прекрасного, которое изменяет его, хотя это почти не поддаётся пониманию. Изменения личности капитана Штази происходят не резко, а почти незаметно, но Вислер постепенно теряет веру в свою идеологию и из агента Штази становится другим человеком, «хорошим человеком».

Тонкость реакции Вислера принадлежит генильному исполнителю этой роли актеру Ульриху Мюэ. Никогда ранее я не видел этого немецкого артиста и больше не увижу: оказывается, он умер от рака желудка в 2007 году, на самой вершине славы, возникшей благодаря его роли в фильме «Жизнь других». В этой картине он играет с удивительным спокойствием и практически безэмоционально, но свою работу он выполняет столь прекрасно, что это трудно описать словами.

Критик Джош Розенблатт такими словами восхищается игрой Мюэ: «Как и любая выдающаяся актёрская игра, волшебство Мюэ выходит на первый план, при помощи, казалось бы, совсем незначительных деталей: поднятая бровь здесь, чуть заметное движение губ там. Это триумф немого великолепия».

Одна из драматических коллизий фильма состоит в том, что популярная актриса Криста Зиланд была вынуждена работать на Штази и доносила на своего возлюбленного драматурга Георга Драймана. Это важный штрих, характеризующий бесчеловечный тоталитарный коммунистический режим. Но после выхода фильма режиссеру Доннерсмарку и Ульриху Мюэ были предъявлены иски за клевету в интервью, где Мюэ утверждал, что его бывшая жена доносила на него в течение шести лет их брака, когда они жили в ГДР, и в архивах сохранились ее доносы.

Любопытна реакция на этот фильм в России, где глава госуларства бывший агент спецслужб и подполковник КГБ. Одни российские критики считают не очень достоверной возможность трансформации агента Штази в праведника посредством подслушанной музыки, монументальной актрисы и сборника стихов Брехта. Зато отмечают, что этот фильм — не особо удавшаяся попытка режиссёра показать, как мерзко было в ГДР.

Но другие российские критики верят в подобное перерождение офицера тайной полиции, подкрепляя это реальными случаями из истории, и подчёркивают неповторимую атмосферу недавнего прошлого, которую режиссёр реконструировал с пугающей точностью. Алёна Солнцева в газете «Время новостей» вычленяет главную мысль фильма: «Растлевающая сила страха способна сокрушить самых тонких, нежных, талантливых, а с другой стороны, достоинство может сохранять и глубоко повязанный в обстоятельствах человек».

Одним словом, фильм отличный. Его необходимо смотреть. Жалко, что я увидел его с задержкой в полтора десятилетия.


Смотреть "Жизнь других". https://vip.zagonka.net/video/17616-zhizn-drugih-2006-online.html

Tags: Германия, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments