Александр Петроченков (apetrochenkov) wrote,
Александр Петроченков
apetrochenkov

Categories:

Фрэнсис Коллинз. Доказательство Бога. Аргументы ученого


Это любопытная книга, которую я читал с интересом. Однако мой интерес распространялся главным образом на научную составляющую книги, где автор говорит о Вселенной, жизни, генетике и геноме человека. Но все его аргументы относительно доказательств существования бога не произвели на меня впечатления. При чтении рассуждений автора о нравственном законе у меня зачастую возникали возражения, на которые я не находил ответа на страницах книги. Иммануил Кант знаменит своим высказыванием: "Лишь две вещи поражают меня: звездное небо надо мною и нравственный закон внутри меня". Из этого делают спекулятивный вывод, будто нравственная сущность столь же бесконечна, как звездное небо. Однако нравственный закон, в равной степени присущий далеко не всем людям, можно объяснить биологическими причинами, как это сделал Ричард Докинз в своей блестящей книге "Бог как иллюзия".

Фрэнсис Коллинз пытается приспособить к догмам теологии революционные научные открытия XX века. Местами в извинительном тоне он говорит, что теология от этого не пострадает, как не пострадала она от внедрения гелиоцентрической теории Коперника, Кеплера и Галилея, которая когда-то казалась потрясением всех основ, опровергавшим Библию. Церковь (да и то только римско-католическая!) признала эти открытия совсем недавно, в конце ХХ века. Но любые неразгаданные загадки природы автор трактует в пользу божественного начала как чудо. Вот типичное рассуждение автора:

Даже Альберт Эйнштейн видел убожество чисто натуралистического миросозерцания. Тщательно выбрав слова, он записал: «Наука без религии хрома, религия без науки слепа». Смысл человеческого существования, реальность Бога, возможность жизни после смерти и многие другие вопросы лежат за пределами досягаемости научного метода.

Однако никаких разумных доказательств относительно правоты мнения Эйнштейна автор не приводит. Полагаю, что ему, как ученому, должно быть известно, что ссылка на любые авторитеты в науке контрпродуктивна и разрушительна. Он всеми силами пытается соединить науку и религию, видимо понимая, что у религии мало шансов выжить, если люди окажутся способными понять те научные открытия, которых уже сегодня совершены наукой. Вот цитата из книги:

Повернемся ли мы спиной к науке из-за того, что она воспринимается как угроза Богу, откажемся ли от того расширения наших знаний о мире, которое она обещает, от применения полученных знаний для облегчения страданий и совершенствования природы человека? Или, может быть, мы отвернемся от веры, решим, что наука сделала ненужной духовную жизнь и теперь вместо традиционных религиозных символов на алтарях нужно вырезать изображение двойной спирали?
Оба пути принципиально опасны. Оба отрицают истину. Оба умаляют достоинство людей. Оба разрушительны для нашего будущего. И ни один не является необходимым. Бог Библии – также и Бог генома. Мы чтим его и в соборе, и в лаборатории.


Фрэнсис Коллинз — один из ведущих американских генетиков, руководитель проекта "Геном человека", физик по первому образованию. Он верующий христианин. В книге он популярно излагает современные научные представления о происхождении Вселенной и жизни на земле, о строении ДНК и рассматривает различные варианты соотнесения науки с религией: «научный атеизм», креационизм, теорию «разумного замысла» и, наконец, выдвигает на первый план теистический эволюционизм, которого придерживается сам. Он видит спасение для религии именно в этом предлагаемом им БиоЛогосе, хотя, повторю, ему так и не удалось убедить меня в том, что религиозный опиум необходим человечеству. Мне-то он точно не требуется. В заключение вот еще цитата:

Поэтому теистический эволюционизм, или БиоЛогос, представляется мне наиболее удовлетворительным с обеих сторон решением вопроса о соотношении науки и веры. Он не может ни устареть, ни оказаться несостоятельным в свете новых открытий. Он строго логичен, дает ответы на многие вопросы, которые невозможно разрешить иными способами, и позволяет науке и вере укреплять друг друга, как две прочные колонны, поддерживающие здание Истины.

Если вас интересуют вопросы теологии, религии и науки, эту книгу стоит прочитать. Автор стремился в своей книге создать синтез научного и религиозного мировоззрения. Однако, на мой взгляд, ему не удалось убедительно объединить религиозные взгляды с научными. Всякий раз, когда Коллинз касается сложных вопросов теологии, он отправляет читателя к книге Клайва Льюиса «Просто христианство» (1943), словно он прочитал только одну книгу по христианству и других более убедительных источников не существует. Научная часть книги, безусловно, интересна, познавательна и выглядит намного более убедительной, так как автору здесь не приходится часто ссылаться на чужие работы, ибо он и сам большой авторитет в науке и создал много нового.

Кстати, текст упомянутой книги Клайва Льюиса, да и саму книгу Фрэнсиса Коллинза «Доказательство Бога» можно найти в сети.

Фрэнсис Коллинз. Доказательство Бога. Аргументы ученого. (The Language of God: A Scientist Presents Evidence for Belief) / Перевод с англ. Мария Суханова. — М.: Альпина нон-фикшн, 2009. — 216 с. — Тираж 5000 экз. 
Tags: книги, наука, религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments